Бункерный топот

В России 23 января прошли многочисленные акции протеста, самые массовые за последние десять лет, а то и вовсе — с 1990-х. Власти ответили на них жесткими разгонами, задержаниями и избиениями (пострадала в том числе одна из редакторов ФФ — Мари Дориан). Более того, реакция была превентивной. Как только новое видео Фонда борьбы с коррупцией, посвященное дворцу Путина, начало набирать бешеные просмотры, полицаи принялись задерживать всех активистов, которые были у них «на карандаше». Это — людоедская, но довольно разумная мера. Белорусский, да и гонконгский опыт показал, что протест без лидеров не слишком эффективен.

Он воодушевляет, производит впечатление, но не обязательно приводит к результатам.

Тем не менее, общую численность участников акций протеста оценили в 110 тысяч человек. Только в Москве, по моим ощущением, на улицы вышли десятки тысяч людей. Они отправились на несогласованную акцию, хорошо понимая все связанные с этим риски. И это настоящее событие.

На Пушкинскую площадь сумели попасть не все — люди подходили и подходили, и в какой-то момент заняли все окружающие улицы и даже переулки. Мне это напомнило Парад победы, на который меня водили в 1995-м. Тогда обычные московичи еще могли одним глазком посмотреть на военную технику, которая шла мимо Поклонной горы. Они выстраивались вдоль Кутузовского проспекта, точно так же занимая всё доступное пространство и пытаясь углядеть что-то за спинами других…

Важное наблюдение: в этот раз толпа была преимущественно молодой. Я отлично помню шествие, которое провели после убийства Бориса Немцова — молодежь там начиналась примерно с 30-летнего возраста, но в основном проститься с политиком пришли люди 40 с лишним лет и старше. Средний возраст на нынешних акциях протеста — лет двадцать. Кажется, произошло то, что так пугало российские власти сто с лишним лет назад — студенты политизировались. Политизировались школьники, политизировались тиктокеры и блогеры, артисты и спортсмены. Россия начала трещать по шву, а нейтральная позиция, за которую так любят цепляться журналисты, стала попросту невозможной.

Нейтралитета больше нет. В пещере бункерного короля тихонько стучат чьи-то ножки.

Текст: Григорий Дерябин

Редактор: Эрвин Вейков

--

--

ФемФракция "Гражданского общества"

Феминистическая Фракция “Гражданского общества”