Помни о Беслане

Фото: Reuters

Город Беслан расположен на самом юге России, в маленькой республике Северная Осетия. 1 сентября 2004 года в местной школе №1 проходила традиционная линейка в честь дня знаний. Ее перенесли на 9 часов из-за жары. Вместе с учащимися у школы находились их младшие братья и сестры. Родители взяли малышей на линейку, потому что несколько детсадов не работали.

К школе подъехал тентованный грузовик и легковушка. Из них вывалили бородатые мужчины, принялись стрелять в воздух и загнали 1128 человек в школу. В суматохе кто-то успел бежать. Большая часть мирных жителей, оказавшихся в то утро рядом с школой, попала в заложники к группе террористов.

Это был теракт, спланированный боевиком-сепаратистом Шамилем Басаевым.

Захваченная тысяча — страшная цифра. Сейчас в Беслане живет чуть больше 37 тысяч человек. Людей загнали в спортзал, оставив без еды и воды. Помещение заминировали. Дети и взрослые были вынуждены есть лепестки принесенных на линейку цветов и пить воду из помойных ведер. На второй день бывший президент Ингушетии Руслан Аушев убедил террористов отпустить 24 матерей с грудными детьми. Террористы ожесточились; жертв перестали пускать туалет и заставили пить собственную мочу.

На третий день разверзлись врата ада. Группы спецназа «Альфа» и «Вымпел» штурмовали здание школы. Большая часть заложников была освобождена; в результате погибли 334 человека и более 800 ранено.

Погибли 186 детей. Их матери и родственники образовали собственную ассоциацию, «Матери Беслана». У женщин немало вопросов к государству, которое не предотвратило трагедию, зная о возможном теракте; к СМИ, которые занижали число заложников; к тому, почему ФСБ использовала при штурме школы гранатометы, танки и огнеметы. Поиски истины продолжаются до сих пор, 16 лет спустя. Расследование теракта открыто, и, по словам сопредседателя организации Анеты Гадиевой, проводится формально.

Прошло 16 лет. Успели вырасти самые маленькие заложники, те, кому было по 1–2 года. В стране нет федеральной программы помощи жертвам терактов. Государство не собирается признавать свои ошибки и скорее хочет забыть о том, что Беслан существовал.

А вы — никогда не забывайте.

Текст: Эрвин Вейков

--

--

ФемФракция "Гражданского общества"

Феминистическая Фракция “Гражданского общества”